Дистанционный монтаж

Дистанционный монтаж

В дистанционном монтаже Пелешян подчёркивает близость своего кинематографа музыке и указывает, что он «стремился к тому, чтобы звуко-зрительное сочетание уподоблялось не плотной смеси элементов, а их основному химическому соединению». Музыка напоминает исторический миф; подобно которому, она преодолевает анатомию исторического, давно истекшего времени и изменчивой структуры. Посмотреть армянские художественные и документальные фильмы можно на кино-портале http://the-smurfs.ru/.

Рассмотренные сцены стремительного спуска с едва заметными монтажными стыками, возвращающими действие «назад», — хорошее подтверждение сходства режиссёрской работы Пелешяна с музыкальным творчеством. Сам поток, само движение задают временное развёртывание эпизода. Но движение каждый раз возвращается к исходному пункту, повторяется. Время разворачивается, как бы стоя на месте. Непрерывность носит здесь ложный характер. Такого рода музыкальная по своему типу работа со временем сближает фильмы Пелешяна с мифологическим мышлением. Для Пелешяна характерно это глубоко мифологическое слияние темы истоков, начала, прошлого с ощущением вечности, вневременности и повторности.

Особенно парадоксальным такое развёртывание текста становится именно в наиболее монтажно-драматических эпизодах, например, в «Начале», построенном на стремительном беге людей. Но постоянное возобновление движения снимает с него поступательный характер. Время, двигаясь импульсами, стоит на месте. Это абстрагирование времени действительно необходимо для общего ощущения структуры как синхронной парадигмы. Кинолента «Начало» описывает революцию как исток, первопричину и как постоянство жизни. «Времена года» близки календарным мифам. «Мы» сконцентрированы на теме складывания народа как целостности и вечности народного единства в потоке времени. Момент действия фильмов Пелешяна действительно не определим, они относятся и к «началу времён», и к настоящему, и к вечности, невольно вызывая в памяти ницшевский миф о «вечном возвращении».

Но, по существу, вся система «дистанционного монтажа», как её понимает Пелешян, ориентирована как раз на то, чтобы сохранять в сознании зрителя весь текст в его целостности, чтобы зритель мог свободно двигаться «по тексту» назад и вперёд, сравнивая, сопоставляя, ассоциируя монтажные контексты повторяющихся элементов.

Автор статьи Артур Карневосян, актер Ереванского театра "АрменСтудия".

10-01-2017, 14:28
214 просмотров